НЕОкухня «Опыты с лимоном»
Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта в успешной собственной исследовательской деятельности и формированию мотивационной готовности к обучению в школе.
Образовательные задачи:
Способствовать формированию умения детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы;
Способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе проведения элементарных опытов.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию сенсорных чувств, речи, внимания.
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с фруктами
Расширить представления детей о значимости фруктов в жизни человека.
Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу, учитывая индивидуальные особенности детей.
Воспитывать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности .
Материалы: 3 стола, 3 коробки для тактильного обследования, 4 стакана с лимонным соком, тарелка (пиала, стакан) с соком лимона и 11 одноразовых ложек, поднос с муляжами фруктов, таз с водой, прозрачный графин, лимоны 15 шт. ,1 очищенный лимон, салфетки, бейджики 3-х цветов, 12 резиновых перчаток, фартуки, лупы, кружки по числу детей (10), блюдца 10 шт., 4 стакана с землей, 4 косточки лимона, 4 лейки, чай в пакетиках. Готовый поднос с чаем, отдельно нарезанный лимон на зубочистках. Зубочистки, 2 яблока. Фломастеры 10 шт. Ватные диски. Мультимедиа, презентация, технологические карты.
1. Организационный момент. Звучит музыка. Дети входят в зал, здороваются с гостями
Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу,
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны .
И сегодня весь день Хлопают в ладоши
Будет веселее.
Разотрем ладошки Движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы потрем
И здоровье сбережем (Разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Ребята, как вы думаете, что нам помогает сохранить здоровье? (ответы детей: здоровый образ жизни, занятия спортом, и правильное питание)
Сегодня, я всех вас приглашаю на необычную кухню. Кто бы мог подумать, что хорошо знакомые всем овощи или фрукты, или другие вещества, которые можно обнаружить на обычной кухне, обладают чудесными свойствами! Эти свойства изучает химия - очень интересная наука. Я приглашаю вас на НЕОкухню! Где мы узнаем много интересного, а заодно и перекусим. Согласны?
Сегодня мы с вами проведем несколько опытов и экспериментов с одним из фруктов. Какой это фрукт, вы догадаетесь сами, когда его исследуете на ощупь, на вкус и запах. Когда будете проводить исследование, я прошу вас вслух не говорить, если вы уже догадаетесь, о чем идет речь. Скажете тогда, когда пройдете все три этапа обследования.
По цвету бейджиков, разделитесь на три команды. Встаньте около столов.
Здесь мы будем определять по запаху. Что будем делать? (Нюхать)
Здесь мы будем определять на ощупь (показывает).
Здесь пробовать на вкус. Ложки в стакане с соком (Воспитатель дает установку по использованию ложки и кладет на отдельную тарелку).
Начинаем работать, после завершения, меняемся местами.
(Дети идут по кругу, звучит спокойная музыка).
А теперь возьмите карточку с изображением того фрукта, который по вашему мнению вы обследовали. А Вова с Ланой возьмут муляж этого фрукта и покажут всем.
Что это?
Как вы догадались? (Кислый, овальный, запах лимона)
А запах приятный или нет?
Он почти, как апельсин
С толстой кожей, сочный
Недостаток лишь один
Кислый очень, очень.
Как часто вы употребляете лимон?
Все ли части лимона целебны?
Чудесны ли свойства лимона?
Во всех этих вопросах мы попытаемся разобраться на нашей неокухне.
Хочу вам напомнить несколько правил, которые необходимо соблюдать в НЕОкухне.
Все, что будем делать - должно быть безопасным для окружающих.
Будьте внимательными и осторожными
Если необходимо, помогите друг другу. Технологическая карта.
1-опыт. Возьмем лимон с кожурой и очищенный. Какой лимон тяжелее? Возьмем неочищенный лимон и поместим его в воду. Лимон не тонет. А очищенный – утонул. Почему?
2-опыт. (Садятся за столы)
Давайте с помощью лупы исследуем кожуру лимона.
Что вы видите? (ответы)
Вывод : Кожура лимона очень рыхлая, пористая и содержит в порах много воздуха, поэтому лимон не тонет.
3-опыт. Есть ли в лимоне сок? Давайте проверим.
Возьмите с тарелки половинку лимона. Положите его на салфетку срезом вниз. Теперь поднимите лимон.
Что вы заметили? (салфетка стала мокрой)
Почему она стала мокрой? (у фруктов есть сок)
Какой это сок, если он из лимона? (лимонный)
Как выжать сок из лимона?
Пальчиковая гимнастика. (Стоя )?
Представьте себе, что в одной руке у вас находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулачок. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» в левую руку, сожмите и расслабьте руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, овальный он.
С силой я его сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Надеть перчатки и выдавить сок на тарелку
Рассмотрите сок. Какого он цвета? (не прозрачный, желтоватый)
Имеет ли запах?
4-й опыт. Яблоки и лимон – друзья
Разрезать яблоко пополам. На одну половину кладем лимон, другую оставляем открытой. Результат опыта мы увидим через несколько минут, а пока предлагаю вам посмотреть на экран. (приготовить заранее яблоко с лимоном)
Презентация о лимоне
Вернемся к яблоку. Что вы видите? Свободная половинка потемнела, а под лимоном светлая. Почему?
Многие фрукты и овощи со светлой мякотью на срезе меняют цвет под воздействием кислорода, а вот цитрусовые - нет, потому что в их ткани очень много аскорбиновой кислоты. Значит, лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов.
5-й опыт. Лимон-пятновыводитель. (Убрать на столах коробки и поставить фломастеры и 3 миски с соком и ватные диски пот количеству детей )
Поскольку под действием лимона яблоко светлеет, у меня возникла идея использовать лимон как пятновыводитель. Нарисуйте фломастером черту на ткани и попробуем с помощью сока лимона ее обесцветить.
Научное обоснование результата:
Лимонная кислота при взаимодействии с веществами, входящими в состав чернил фломастера, образуют очень прочные бесцветные комплексы, хорошо растворимые в воде, поэтому лимон можно использовать как пятновыводитель.
Итак. Что мы сегодня узнали о свойствах лимона?
Выводы детей…
Лимон очень полезен, (широкий спектр применения ) он содержит много витаминов , он помогает при простуде, повышает иммунитет. Но мы должны знать, что сок лимона в чистом виде, может разрушить эмаль зубов, поэтому, если съел лимон, не забудь прополоскать рот водой.
Чистый сок лимона пьют? Нет. Его можно добавить в пищу. Очень вкусными получаются многие кулинарные блюда, если в них добавить лимонного сока. Я предлагаю вам добавить лимонный сок в чай и выпить его, а также угостить наших гостей этим полезным напитком. Будьте все здоровы!
Индивидуальное поручение (Работа по подгруппам. Надеть фартуки)
1. Готовит чай с лимоном.
2.Посадка лимонных косточек.
3.Полив из леек.
Что нового узнали о лимоне?
Воспитатель (вывести на экран мультимедиа)
Он заклятый враг простуды, (повторяют за воспитателем.)
Им с тобой лечиться будем.
Дольки в чай его кладем,
С удовольствием мы пьем,
Добавляя мед с малинкой,
Потому что в серединке
Он содержит аскорбинку.
Кислотой наполнен он,
Доктор Айболит – лимон.
Расскажите дома о полезных свойствах лимона. В этом вам поможет памятка о нашей работе в НЕОкухне.
До свидания! До новых встреч в НЕОкухне
Александра Ивановна Юрина
Лимон одна из самых популярных цитрусовых культур. Кислый вкус сочного цитрусового плода, традиционно считают действенным средством от простуды, особенно в зимний и осенний период эта проблема более актуальна. В нашем детском саду часто на завтрак подают чай с дольками лимона. И тогда мы решили выяснить, почему именно лимоны? Чем они так полезны и где еще можно его использовать?
Цель исследования: Выяснить какие вещества в составе лимона, и как они помогают людям, а так же узнать различные способы его применения.
Задачи:
1. Изучить литературу про историю лимона и его свойства.
2. Наглядно познакомиться с фруктом используя стихи, загадки, поговорки.
3. Провести ряд опытов по взаимодействию лимона с другими веществами.
4. Узнать где еще используют лимонный сок и кожуру.
5. Доказать важность применения лимона в жизни людей.
Объект исследования: лимон
Предмет исследования: свойства лимона
Методы исследования:
Изучение литературы и Интернет – ресурсов по теме
Проведение опытов с лимоном и лимонным соком
Собственные наблюдения
План исследования:
Определение темы, целей и задач:
Выдвижение гипотезы:
Выбор методов исследования.
Основная часть
1. Теоретическая часть
Лимон - растение семейства цитрусовых, вечнозеленое дерево высотой от 3 до 7 метров с колючими ветками и яркими белыми цветками. Лимоном также называют плод этого растения. Выращивают их повсюду в теплых странах.
Многочисленные сорта лимона в культуре делят на две группы - древовидные (это деревья высотой до 6 метров) и кустовидные (небольшие до 3 - 4 метров высотой). Кустовидные сорта дают меньше урожая, чем древовидные.
О Родине лимона.
Родиной лимона считается Индия, однако, точно остаётся неизвестно где он был выращен. В начале лимоны были завезены и выращены в Италии, а позднее имеются свидетельства выращивания лимонов на территориях Египта, и дальше по всему свету. Ведущими производителями и доставщиками к нам лимонов в настоящее время являются Италия, Испания, Греция, Турция. В России лимоны успешно выращивают на Кавказе.
Лимонное дерево постоянно находится в состоянии роста, поэтому он более чувствителен к холоду, чем оранжевые цитрусы и хуже всех он справляется и восстанавливается после обморожения. Резкое падение температуры до -6 градусов мороза серьезно навредит дереву. С другой стороны, лимон дает больше плодов в зонах с прохладным летним периодом. Таким образом, все это дает нам понять, что на земле не много мест для нормального роста лимона.
Лимонное деревце в комнате
Цитрусовые растения, такие, как лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, совершенно не сложно можно выращивать дома, но уход за ними непростой. Лучше всего комнатное содержание выносит лимон. При создании хороших условий выращенное из семени растение быстро развивается, превращаясь в красивое деревце. Однако цветения такой "дикой" формы лимона придется ждать 8-10 лет и даже более. При хорошем уходе и правильной обрезке кроны комнатные цитрусы уже на третий год приносят первые плоды, а с четырёх-пяти лет начинают давать ежегодно по 50 - 60 штук.
Польза и вред лимона
Витамины: А, В1, В2, В5, В6, В9, С, Е, РР.
Макроэлементы: калий, кальций, магний, натрий, сера, фосфор, хлор.
Микроэлементы: бор, железо, марганец, медь, молибден, фтор, цинк. Помимо этого, лимон содержит усвояемые углеводы, белки, жиры, органические кислоты, пищевые волокна, воду и золу. Лимон обладает широким антисептическим действием, убивает вредные бактерии, предотвращает гниение тканей, его широко используют при лечении респираторных вирусных заболеваний, поражающих дыхательные пути. Кислоты, содержащиеся в этом фрукте, одновременно и польза и вред лимона. Людям с заболеваниями желудка лимон противопоказан к употреблению, поскольку может вызвать боли.
В стоматологии также широко отмечают пользу и вред лимона. С одной стороны, лимон – отличное профилактическое средство против кровоточивости десен, способствует их укреплению, отбеливает зубы и избавляет их от налета. Говоря о пользе лимона, необходимо предупредить и о возможном вреде. Чтобы не разрушить зубную эмаль, сок лимона, даже разбавленный лучше пить через соломинку, а затем тщательно прополоскать рот.
Чай с лимоном следует употреблять без косточек плода, так как они обладают противоположным воздействием (в них есть вредные вещества) и нейтрализуют все полезные действия лимона.
Также лимон противопоказан детям до трёх лет, беременным и кормящим грудью матерям.
Так или иначе, польза лимона для человеческого организма довольно большая, поэтому, употребляя этот продукт в меру, можно выделить из него только положительные свойства. Вред от лимона проявляется в основном только при его переедании, поэтому правильный приём этого фрукта делает его абсолютно безопасным.
Интересные факты, связанные с лимоном.
Факт №1: Соль и лимон
Если вы пересолили блюдо, не спешите разбавлять его водой - это испортит его вкус. Добавьте лимонный сок и вкус блюда станет вновь приятным. Правда полезным такое блюдо не назовёшь: ведь избыток соли, и кислоты никогда не идут на пользу здоровью.
Факт №2: Парное выступление
На торжественных обедах чернику принято подавать только в паре с лимоном. Дело в том, что черника мгновенно окрашивает зубы и язык в чёрный цвет, лимон же выступает в качестве спасителя - он очищает зубы и язык от черноты черники.
Факт №3: «Индийские яблоки»
Из похода на Индию один путешественник привёз плоды лимонов, которые у нас в России стали называть «индийские яблоки». Вкус у тех лимонов был такой, что их ели не морщась, то есть, они были сладкими.
Факт №4: Помогает выспаться
Лимон помогает побороть бессонницу и весеннее плохое насроение. Однако для этого нужно в течение всего дня съесть целый лимон.
Факт №5:
2. Практическая часть
ОПЫТ №1
Цель: Узнать как лимон действует на натуральный краситель содержащийся в чае.
Нам понадобилось: 2 бокала, пакетики с чаем, кипяток, дольки лимона.
Налили в бокалы кипяток, заварили крепкий чай. В один из бокалов положили несколько долек свежего лимона. Через некоторое время наблюдаем, что чай с лимоном стал намного светлее, ароматнее и вкуснее.
ВЫВОД: В чае содержатся красители, которые окрашивают горячую воду, а лимонная кислота ее осветляет.
ОПЫТ №2
Цель: Узнать, как лимонный сок ведет себя при контакте с красителями.
Нам понадобилось: салфетки, акварельные краски и кисть, свежевыжатый лимонный сок.
На салфетку накапали акварельной краской, затем сверху на эти пятна налили лимонный сок, пятно стало светлеть и почти исчезло.
ВЫВОД: Сок лимона может служить безопасным пятновыводителем.
ОПЫТ №3
Цель: Узнать, что происходит с лимонным соком при нагревании.
Нам понадобилось: Листы белой бумаги, лимонный сок, ватные палочки, утюг.
Ватные палочки обмакнули в лимонном соке и им на белом листе бумаги нарисовали рисунок. После того, как наш лист высох, (рисунок на нем практически не заметен) мы нагрели его утюгом и вот наш рисунок проявился и стал ярким и заметным.
ВЫВОД: Сок лимона при нагревании темнеет.
ОПЫТ №4
Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.
Нам понадобилось: Стакан воды, пищевая сода, лимонный сод.
ВЫВОД: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить лимонад.
ОПЫТ №5
Цель: Узнать, какой лимон тяжелее в кожуре или чищеный.
Нам понадобилось: 2 лимона, один чищеный, второй в кожуре, 2 сосуда с водой.
Опускаем в один сосуд лимон в кожуре, а во второй очищенный. В ходе опыта наблюдаем, что фрукт без кожуры утонул, а не чищенный всплыл.
ВЫВОД: В кожуре лимона содержатся пузырьки воздуха.
Рецепт приготовления цукатов из лимонных долек:
Шесть лимонов среднего размера
2 стакана сахара (можно чуть меньше)
2 стакана воды
4 столовых ложки сахарной пудры
Понадобится небольшая кастрюлька с толстым дном или сотейник, пергамент (бумага для выпечки, противень и, конечно, духовка.
Лимоны вымыть,
нарезать дольками по 0,3-0,5 см.
Толстые «попки» от лимонов не понадобятся, их можно выбросить.
В кастрюльке сварить сироп:
довести воду до кипения,
всыпать сахар,
размешать до полного растворения,
выложить в сироп кусочки лимонов.
Уменьшить максимально огонь,
варить цукаты в сиропе сначала с чуть приоткрытой крышкой (не менее часа,
Сироп должен стать густым и темным, а дольки лимонов прозрачными или полупрозрачными.
Теперь можно аккуратно доставать дольки лимонов из сиропа
и выкладывать на противень, застеленный пергаментом,
так как они очень горячие, то лучше это сделать при помощи небольших щипчиков или зубочистки.
Ждать, пока сироп остынет не нужно, он сильно загустеет
примерно так должны выглядеть цукаты из лимона в конце.
Победа наших «Лимончиков»
IV районной учебно-практической
конференции младших школьников
«Мои первые открытия»
Заключение
Мы считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы достигнуты. Проведенные опыты, чтение литературы и изучение сюжетных картинок позволили нам не только сформулировать правильные выводы о пользе лимона, но и узнать историю этого фрукта и где его применяют. Лимонные свойства достаточно разнообразны. Лимон служит тонизирующим, отбеливающим, ароматизирующим, общеукрепляющим, восстанавливающим, бактерицидным веществом.
Лимон широко применяют в кулинарии, косметологии и в домашнем быту. Действительно этот желтый и кислый «иностранец» полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт.
На этом мы хотим закончить наше исследование, мы даже сами не ожидали, что лимон окажется таким удивительным - фруктом.
Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.
Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зажгите лампочку с помощью... лимона!
Сложность:
Опасность:
Перед началом опыта наденьте защитные перчатки и очки.
Проводите эксперимент на подносе.
Общие правила безопасности
Информация о первой помощи
Во-первых, проследите, чтобы пластины в лимоне не касались друг друга.
Во-вторых, проверьте качество соединения крокодилов с металлическими пластинами.
В-третьих, убедитесь, что светодиод подключён верно: чёрный крокодил крепится к короткой «ножке», красный – к длинной. При этом крокодилы не должны касаться другой «ножки», иначе произойдёт замыкание цепи!
Всё хорошо. Магний – активный металл, и он взаимодействует с лимонной кислотой с образованием цитрата магния и выделением водорода.
Твёрдые отходы эксперимента утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте её водой.
В условиях опыта протекает химическая реакция: электроны с магния Mg переходят на медь Cu. Такое движение электронов и есть электрический ток. Проходя через светодиод, он заставляет его светиться. Таким образом, собранная в данном опыте установка действует как батарейка – химический источник тока.
Узнать больше
Участники этого опыта − медь Cu и магний Mg − весьма схожи. Оба они – металлы. Это означает, что они достаточно ковкие, блестят, хорошо проводят электричество и тепло. Все эти свойства – следствия внутреннего строения металлов. Его можно представить как расположенные в определённом порядке положительные ионы, которые удерживаются вместе с помощью общих для всего кусочка металла электронов. Именно из-за этой общности электроны могут «гулять» по всему объёму металла.
Несмотря на общие мотивы в строении, медь и магний отличаются друг от друга. Общая «свора» электронов удерживается в кусочке меди сильнее, чем в случае с магнием. Поэтому чисто теоретически мы можем себе представить процесс, в котором электроны из магния «убегают» к меди. Однако это приведёт к увеличению зарядов: положительного в магнии и отрицательного − в меди. Долго так продолжаться не может: из-за взаимного отталкивания отрицательно заряженным электронам будет невыгодно переходить дальше в медь. Заряд, таким образом, собирается у поверхности соприкосновения двух разных металлов.
Любопытно, что степень переноса электронов с одного металла на другой зависит от температуры. Эту связь используют в электронных устройствах, позволяющих измерять температуру. Простейшим таким прибором, который использует данный эффект, является термопара . Сейчас использование термопар является повсеместным, и именно они лежат в основе электронных термометров.
Вернёмся к нашему опыту. Для того чтобы электроны с магния на медь перебегали постоянно, а сам процесс стал необратимым, необходимо удалять положительный заряд с магния и отрицательный заряд с меди. Здесь в свою роль вступает лимон. Важно, какую среду он создаёт для воткнутых в него медной и магниевой пластин. Всем известно, что лимон имеет кислый вкус преимущественно благодаря содержащейся в нём лимонной кислоте. Естественно, и вода в нём тоже присутствует. Раствор лимонной кислоты способен проводить электричество: при её диссоциации происходит возникновение положительно заряженных ионов водорода H + и отрицательно заряженного остатка лимонной кислоты. Такая среда идеально подходит для удаления положительного заряда с магния и отрицательного заряда с меди. Первый процесс происходит довольно просто: положительно заряженные ионы магния Mg 2+ переходят с поверхности магниевой пластинки в раствор (лимонный сок):
Mg 0 – 2e - → Mg 2+ раствор
Второй процесс происходит на медной пластинке. Поскольку на ней скапливается отрицательный заряд, это притягивает ионы водорода H + . Они способны забирать электроны с медной пластинки, превращаясь сначала в атомы H, а затем почти сразу в молекулы H 2 , которые улетают восвояси:
2H + + 2e - → H 2
Ближайший аналог системы «медная пластинка – лимон – магниевая пластинка» ¬– это обыкновенная пальчиковая батарейка. Она работает по тому же принципу: происходящие внутри неё химические реакции приводят к возникновению тока электронов, то есть электричества. Вы наверняка замечали, что в некоторых приборах пальчиковые батарейки располагаются подряд (т.е. минусовой полюс одной соприкасается с плюсовым полюсом другой). Чаще они это делают не напрямую, а посредством проводков или небольших металлически пластинок. Но суть остаётся прежней − это нужно, чтобы увеличить силу, которая действует на электроны, а значит – увеличить силу тока.
Так же и медная пластинка в одном кусочке лимона соединяется с магниевой пластинкой другого. Если соединить диод только с одной парой «медь-магний», он не начнёт светиться, а вот использование двух пар приводит к желаемому результату.
Узнать больше
Для описания силы, которая заставляет заряды двигаться, то есть приводит к возникновению электричества, используют понятие напряжение . Например, на любой батарейке указано значение напряжения, которое она может создавать в подключённом к ней приборе или проводнике.
Напряжения, которое создаёт одна пара «магний-медь», недостаточно для данного опыта, но вот двух пар уже хватает.
Все металлы по-разному способны удерживать электроны. Это позволяет выстроить их в так называемый электрохимический ряд . Металлы, которые стоят в этом ряду левее, удерживают электроны хуже, а те, что правее, – лучше. В нашем опыте электрический ток возникает именно из-за разницы между медью и магнием в их способности удерживать электроны. В электрохимическом ряду медь стоит значительно правее магния.
Мы вполне можем взять два других металла – необходимо лишь, чтобы между их желанием удерживать при себе электроны была достаточная разница. Например, в этом опыте вместо меди можно использовать серебро Ag, а вместо магния – цинк Zn.
Тем не менее, мы выбрали именно магний и медь. Почему?
Во-первых, они весьма доступны, в отличие от того же серебра. Во-вторых, магний – металл, который одновременно сочетает в себе достаточную активность и стабильность. Подобно щелочным металлам – натрию Na, калию K и литию Li – он легко окисляется, то есть отдаёт электроны. С другой стороны, поверхность магния покрыта тонкой плёнкой его оксида MgO, которая не разрушается при нагревании вплоть до 600 o C. Она защищает металл от дальнейшего окисления на воздухе, что делает его весьма удобным в использовании на практике.
Многие фрукты и овощи подойдут для этого опыта. Достаточно лишь наличия у них сочной мякоти. Например, вместо лимона можно взять яблоко, банан, помидор или картофель. Даже крупная виноградина подойдёт!
Во всех этих овощах, фруктах и ягодах достаточно воды, а также веществ, которые диссоциируют (распадаются на заряженные частицы − ионы) в воде. Поэтому в них тоже может протекать электрический ток!
Диоды – это маленькие приборы, способные пропускать через себя электрический ток и выполнять при этом какую-то полезную работу. В данном случае речь идёт о светодиоде – при пропускании электрического тока он светится.
Все современные диоды содержат в своей основе полупроводник – особый материал, электропроводность которого не очень велика, но может вырастать, например, при нагревании. Что такое электропроводность? Это способность материала проводить через себя электрический ток.
В отличие от простого кусочка полупроводника, любой диод содержит два его «сорта». Само название «диод» (от греч. «δίς») означает, что в его составе есть два элемента – обычно их называют анод и катод .
Анод диода состоит из полупроводника, содержащего так называемые «дырки» − области, которые могут быть заполнены электронами (фактически пустые полочки специально для электронов). Эти «полочки» могут достаточно свободно перемещаться по всему аноду. Катод диода тоже состоит из полупроводника, но другого. Он содержит электроны, которые тоже могут относительно свободно двигаться по нему.
Оказывается, что такой состав диода позволяет электронам легко двигаться через диод в одну сторону, но практически не позволяет двигаться им в обратном направлении. Когда электроны движутся от катода к аноду, на границе между ними происходит встреча «свободных» электронов в катоде и электронных вакансий (полочек) в аноде. Электроны с удовольствием занимают эти вакансии, и ток двигается дальше.
Представим, что электроны двигаются в обратном направлении – им нужно слезть с уютных полочек в материал, где этих полочек нет! Очевидно, это им не выгодно и ток в этом направлении не пойдёт.
Таким образом, любой диод может выступать в роли своего рода клапана для электричества, которое проходит через него в одну сторону, но не проходит в другую. Именно это свойство диодов позволило использовать их в качестве основы для вычислительной техники – любой компьютер, смартфон, ноутбук или планшет содержит в своём составе процессор, в основе которого – миллионы микроскопических диодов.
У светодиодов, конечно же, другое применение – в освещении и индикации. Сам факт возникновения света связан с особым подбором полупроводниковых материалов, из которых состоит диод. В некоторых случаях тот самый переход электронов с катода в вакансии анода сопровождается выделением света. В случаях разных полупроводников происходит свечение разных цветов. Важными преимуществами диодов по сравнению с другими электрическими источниками света являются их безопасность и высокая эффективность – степень преобразования энергии электрического тока в свет.
Ирина Соколова
«Волшебные свойства лимонов». Исследовательская деятельность дошкольников
Здравствуйте! Меня зовут Соня. А меня – Никита.
СОНЯ Мама на рынке лимоны купила ,
И этой покупкой меня удивила.
Запах чудесный имеет лимон ,
С кожицей желтой и пористой он.
Только, друзья, я открою секрет :
Фрукта кислее, наверное, нет!
Я маму спросила :
«Чем лимоны полезны ?
Мне знать о лимонах все интересно !»
Мама сказала : «Преград у нас нет.
Ответы на все нам даст интернет».
Много нашли мы там неизвестного :
О свойствах лимонов статьи интересные ,
Материалы для изучения,
Опыты, игры и развлечения!
То, что о свойствах лимонов узнала ,
Никите в саду обо всем рассказала.
Решили с лимонами мы поиграть
И несколько опытов вам показать.
НИКИТА ОПЫТ ПЕРВЫЙ
В стаканы крепкий чай налили.
В один лимончик опустили .
Цвет поменялся, стал светлее.
Чай – ароматнее, вкуснее!
ВЫВОД : В листьях чая есть вещества, которые окрашивают горячую воду. А лимон создает кислую среду, и чай светлеет.
СОНЯ ОПЫТ ВТОРОЙ
Попала на ткань от фломастера краска
Соком лимона зальем без опаски .
Пятно удалить поможет нам он…
Исчезло пятно! Вот так чудо-лимон !
Лимонный сок может служить безопасным пятновыводителем.
НИКИТА. ОПЫТ ТРЕТИЙ
Возьмем сок лимона и зубочистку ,
На белом листке напишем записку.
Сок будет в роли бесцветных чернил
Этому папа меня научил!
Листок утюгом раскаленным прогреем
Сок лимона при нагревании темнеет
СОНЯ ОПЫТ ЧЕТВЕРТЫЙ
Надуем мы шарик воздушный простой
Реакцией с содой и кислой водой.
На горло сосуда шар надеваем,
И нашу реакцию запускаем!
Газ углекислый наш шар надувает
И шар, как ракета в небо взлетает!
Лимонный сок и сода в реакции выделяют углекислый газ.
Когда мы надуваем шарик ртом, то тоже выделяем углекислый газ.
НИКИТА ОПЫТ ПЯТЫЙ
С папой мы физику изучаем,
И ток из лимона вот так получаем :
Монетка из меди и маленький гвоздь –
Проткнем ими срез лимона насквозь ,
Вольтметр концами присоединяем,
И электричество получаем.
Кислота лимона и окись железа вырабатывают ток.
СОНЯ ОПЫТ СЕДЬМОЙ
Разрежем яблоко. И половинку
Лимонным соком окропим .
Пусть полежит, потом посмотрим
И обе части мы сравним.
НИКИТА Опыт восьмой. Почистим лимон .
Другой в кожуре пусть останется он.
Какой из них легче? Кто может сказать?
Мы можем на опыте все показать.
О! Чудо, тяжел наш лимон без одежды ,
На дно погрузился он безмятежно.
А целый, что, легче? Наверх он всплывает.
Разве в природе такое бывает?
Рыхлый и пористый корки покров.
Много в ней воздуха пузырьков.
Они поднимают лимон над водой .
Как видите, опыт наш очень простой!
Воздух всегда легче воды. Он держит лимон на поверхности .
СОНЯ Вернемся к яблокам. Смотрите –
Осталось беленьким на срезе!
Та половинка - потемнела,
Ведь в ней окислилось железо!
Лимонный сок защищает яблоко от окисления.
СОНЯ Свойства лимонов мы изучали
Нового много о них мы узнали :
НИКИТА Их применяют в кулинарии,
В лекарства кладут, чтоб не горькими были.
В быту и косметике их применяют.
В напитки и джемы их добавляют.
НИКИТА Мы приготовили лимонад .
Им угостили в группе ребят.
СОНЯ Лимонным коктейлем вас угощаем.
Добра и здоровья всем вам желаем!
ХОРОМ :
Спасибо за внимание
Публикации по теме:
Игровая опытно-исследовательская деятельность «Волшебные пузыри» в средней группе Цель: Формирование умений получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. (Формировать познавательно-исследовательские.
Исследовательская деятельность по экологии в средней группе «Воздух и его свойства» Программное содержание:1. Учить находить воздух в окружающем пространстве. 2. Познакомить со свойствами воздуха во время проведения опыта.
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников посредством музейной педагогики Даём детям не итоги чужих исканий, а ведём их тропой исканий…» Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет.
Исследовательская деятельность дошкольников «Необыкновенный мир магнитов» Цель: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: Познакомить с понятием «магнит».Формировать.
Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» Тема: Поисково-исследовательская деятельность.
«Удивительные свойства магнита». Познавательно-исследовательская деятельность конспект познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы №4(6-7 лет) тема «Удивительные свойства магнита».
Выступление на родительском семинаре-практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Выступление на родительском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Выполнила: воспитатель высшей.